CEFR - Общеевропейская система оценки уровней владения иностранным языком
Знать иностранные языки хотят все, но не все достаточно хорошо представляют, какого именно результата они хотят достичь. Отсюда – неуверенность в собственных силах, сомнения, хватит ли способностей, сил и терпения. Совершенно напрасно, ведь, чтобы, например, успешно общаться с собеседниками на бытовые темы, читать несложные тексты, выражать свои мысли на иностранном языке, вовсе не обязательно учить язык несколько лет и владеть им на уровне носителей или профессиональных филологов. Для туристической поездки вполне достаточно элементарных знаний, а вот к желающим учиться в европейском вузе или, например, работать в той или иной стране, будут предъявлены уже гораздо более высокие требования.
Решив начать или продолжить изучение иностранного языка, мы хотим знать также, сколько времени займет учеба, какие средства придется вложить в обучение и как можно будет представить полученный запас знаний, например, в резюме или профессиональном портфолио.
Найти ответы на эти вопросы поможет система Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (Common European Framework of Reference – CEFR). Эта система широко используется в Европейском Союзе и является ориентиром как для преподавателей, так и для всех, кто планирует изучение языка. Общепринятые стандартные критерии помогают объективно оценить уровень имеющихся знаний и коммуникативных навыков при подготовке к сдаче всех признанных сертификационных экзаменов в языковых тестовых центрах. Данная система универсальна, она может быть использована для любого языка, причем независимо от того, где (в какой стране, институте, школе, на курсах, частным образом или самостоятельно) и как (по какой методике) язык изучался.
В системе CEFR знания и умения учащихся подразделяются на три крупных категории:
A — Элементарное владение;
B — Самодостаточное владение;
C — Свободное владение.
Каждая категория подразделяется на два уровня:
A1 — Уровень выживания;
A2 — Предпороговый уровень;
B1 — Пороговый уровень;
B2 — Пороговый продвинутый уровень;
C1 — Уровень профессионального владения;
C2 — Уровень владения в совершенстве.
Для каждого уровня определен комплекс необходимых знаний и умений, включающий чтение, восприятие на слух, устную и письменную речь (см. таблицу ниже).
Языковые курсы ЕШКО (прежде всего курсы линейки extra) разрабатывались с учетом международных требований. В каждом уроке этих курсов последовательно отрабатываются чтение, говорение, аудирование и письмо, а программа курса соотнесена с критериями системы CEFR.
Уровни владения японским языком N 5 и N 4 (JLPT — экзамен на владение японским языком) и уровни владения китайским языком 1 и 2 (HSK — стандартизированный квалификационный экзамен по китайскому языку) являются аналогами уровней А1 и А2 по системе CEFR.
ЕШКО предлагает языковые курсы, ориентированные на следующие уровни общеевропейской системы:
-
«Английский для начинающих extra» (уроки 1-20) – программа уровня А1;
-
«Английский для начинающих extra» (уроки 21-40) – программа уровня А2;
-
«Английский для начинающих extra» (уроки 1-40) – программа уровней А1+A2;
-
«Деловой английский extra» (уроки 1-12) – программа уровней А2;
-
«Деловой английский extra» (уроки 13-24) – программа уровней В1;
-
«Деловой английский extra» (уроки 1-24) – программа уровней А2+В1;
-
«Английский для среднего уровня extra» (уроки 1-20) – программа уровней B1;
-
«Английский для среднего уровня extra» (уроки 21-40) – программа уровня B1+;
-
«Английский для среднего уровня extra» (уроки 1-40) – программа уровней B1+B1+;
-
«Английский для высшего уровня extra» (уроки 1-20) – программа уровня B2;
-
«Английский для высшего уровня extra» (уроки 21-40) – программа уровня C1;
-
«Английский для высшего уровня extra» (уроки 1-40) – программа уровней B2+C1;
-
«Немецкий для начинающих extra» (уроки 1-20) – программа уровня A1;
-
«Немецкий для начинающих extra» (уроки 21-40) – программа уровня A2;
-
«Немецкий для начинающих extra» (уроки 1-40) – программа уровней A1+A2;
-
«Французский для начинающих extra» (уроки 1-20) – программа уровня A1;
-
«Французский для начинающих extra» (уроки 21-40) – программа уровня A2;
-
«Французский для начинающих extra» (уроки 1-40) – программа уровней A1+A2;
-
«Испанский для начинающих extra» (уроки 1–20) – программа уровня А1;
-
«Испанский для начинающих extra» (уроки 21-40) – программа уровня А2;
-
«Испанский для начинающих extra» (уроки 1-40) – программа уровней A1+A2;
-
«Итальянский для начинающих extra» (уроки 1-20) – программа уровней A1;
-
«Итальянский для начинающих extra» (уроки 21-40) – программа уровней A2;
-
«Итальянский для начинающих extra» (уроки 1-40) – программа уровней A1+A2;
-
«Чешский для начинающих» (уроки 1-20) – программа уровней A1;
-
«Чешский для начинающих» (уроки 21-40) – программа уровней A2;
-
«Чешский для начинающих» (уроки 1-40) – программа уровней A1+A2;
-
«Португальский для начинающих» (уроки 1-20) – программа уровня A1;
-
«Китайский для начинающих» (уроки 1–20) – программа уровня HSK 1 (аналог уровня А1);
-
«Китайский для начинающих» (уроки 21–40) – программа уровня HSK 2 (аналог уровня А2);
-
«Китайский для начинающих» (уроки 1–40) – программа уровня HSK 1 + HSK 2 (аналог уровня А1+A2);
-
«Японский для начинающих» (уроки 1-20) – программа уровня N5 (аналог уровня А1);
-
«Японский для начинающих» (уроки 21-40) – программа уровня N4 (аналог уровня А2);
-
«Японский для начинающих» (уроки 1-40) – программа уровня N5 + N4 (аналог уровня A1+А2);
-
«Турецкий для начинающих» (уроки 1-12 + 1 сборник упражнений) – программа уровня A1;
-
«Турецкий для начинающих» (уроки 13-24 + 2 сборника упражнений) – программа уровня A2;
-
«Турецкий для начинающих» (уроки 1-24 + 3 сборника упражнений) – программа уровня A1+A2;
-
«Арабский для начинающих» (уроки 1-20) – программа уровня A1;
-
«Арабский для начинающих» (уроки 21-40) – программа уровня A2;
-
«Арабский для начинающих» (уроки 1-40) – программа уровня A1+A2;
-
«Польский для начинающих» (уроки 1-18 + 2 сборника упражнений) – программа уровня A1;
-
«Польский для начинающих» (уроки 19-36 + 2 сборника упражнений) – программа уровня A2;
-
«Польский для начинающих» (уроки 1-36 + 4 сборника упражнений) – программа уровней А1+A2.
Эти курсы ЕШКО будут эффективны и при самостоятельной подготовке к сдаче сертификационных экзаменов в международных языковых тестовых центрах.
Достигнув нужного Вам уровня владения одним языком, можно смело переходить к изучению следующего, ведь задачи четко сформулированы!
В таблице представлены общепринятые критерии оценки по каждому аспекту владения иностранным языком.
A1 (Уровень выживания)
Понимание |
Аудирование |
Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении. |
Чтение |
Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или каталогах. |
|
Говорение |
Диалог |
Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать. Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем. |
Монолог |
Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю. |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице. |
A2 (Предпороговый уровень)
Понимание |
Аудирование |
Я понимаю отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для меня тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живу, о работе). Я понимаю, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях. |
Чтение |
Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера. |
|
Говорение |
Диалог |
Я умею общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых мне тем и видов деятельности. Я могу поддерживать предельно краткий разговор на бытовые темы, однако понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу. |
Монолог |
Я могу, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, настоящей или прежней работе. |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею писать простые короткие записки и сообщения. Я могу написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благодарность за что-либо). |
B1 (Пороговый уровень)
Понимание |
Аудирование |
Я понимаю основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д. Я понимаю, о чем идет речь в большинстве радио- и телепрограмм о текущих событиях, а также передач, связанных с моими личными или профессиональными интересами. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной. |
Чтение |
Я понимаю тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения. Я понимаю описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера. |
|
Говорение |
Диалог |
Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую мне/ интересующую меня тему (например, «семья», «хобби», «работа», «путешествие», «текущие события»). |
Монолог |
Я умею строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах и желаниях. Я могу кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения. Я могу рассказать историю или изложить сюжет книги или фильма и выразить свое отношение к этому. |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею писать простые связные тексты на знакомые или интересующие меня темы. Я умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих личных переживаниях и впечатлениях. |
B2 (Пороговый продвинутый уровень)
Понимание |
Аудирование |
Я понимаю развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них даже сложную аргументацию, если тематика этих выступлений мне достаточно знакома. Я понимаю почти все новости и репортажи о текущих событиях. Я понимаю содержание большинства фильмов, если их герои говорят на литературном языке. |
Чтение |
Я понимаю статьи и сообщения по современной проблематике, авторы которых занимают особую позицию или высказывают особую точку зрения. Я понимаю современную художественную прозу. |
|
Говорение |
Диалог |
Я умею без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка. Я умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. |
Монолог |
Я могу понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу интересующих меня вопросов. Я могу объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против». |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею писать понятные подробные сообщения по широкому кругу интересующих меня вопросов. Я умею писать эссе или доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против». Я умею писать письма, выделяя те события и впечатления, которые являются для меня особо важными. |
С1 (Уровень профессионального владения)
Понимание |
Аудирование |
Я понимаю развернутые сообщения, даже если они имеют нечеткую логическую структуру и недостаточно выраженные смысловые связи. Я почти свободно понимаю все телевизионные программы и фильмы. |
Чтение |
Я понимаю большие сложные нехудожественные и художественные тексты, их стилистические особенности. Я понимаю также специальные статьи и технические инструкции большого объема, даже если они не касаются сферы моей деятельности. |
|
Говорение |
Диалог |
Я умею спонтанно и бегло, не испытывая трудностей в подборе слов, выражать свои мысли. Моя речь отличается разнообразием языковых средств и точностью их употребления в ситуациях профессионального и повседневного общения. Я умею точно формулировать свои мысли и выражать свое мнение, а также активно поддерживать любую беседу. |
Монолог |
Я умею понятно и обстоятельно излагать сложные темы, объединять в единое целое составные части, развивать отдельные положения и делать соответствующие выводы. |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею четко и логично выражать свои мысли в письменной форме и подробно освещать свои взгляды. Я умею подробно излагать в письмах, сочинениях, докладах сложные проблемы, выделяя то, что мне представляется наиболее важным. Я умею использовать языковой стиль, соответствующий предполагаемому адресату. |
C2 (Уровень владения в совершенстве)
Понимание |
Аудирование |
Я свободно понимаю любую разговорную речь при непосредственном или опосредованном общении. Я свободно понимаю речь носителя языка, говорящего в быстром темпе, если у меня есть возможность привыкнуть к индивидуальным особенностям его произношения. |
Чтение |
Я свободно понимаю все типы текстов, включая тексты абстрактного характера, сложные в композиционном или языковом отношении: инструкции, специальные статьи и художественные произведения. |
|
Говорение |
Диалог |
Я могу свободно участвовать в любом разговоре или дискуссии, владею разнообразными идиоматическими и разговорными выражениями. Я бегло высказываюсь и умею выражать любые оттенки значения. Если у меня возникают трудности в использовании языковых средств, я умею быстро и незаметно для окружающих перефразировать свое высказывание. |
Монолог |
Я умею бегло свободно и аргументированно высказываться, используя соответствующие языковые средства в зависимости от ситуации. Я умею логически построить свое сообщение таким образом, чтобы привлечь внимание слушателей и помочь им отметить и запомнить наиболее важные положения. |
|
Письмо |
Письмо |
Я умею логично и последовательно выражать свои мысли в письменной форме, используя при этом необходимые языковые средства. Я умею писать сложные письма, отчеты, доклады или статьи, которые имеют четкую логическую структуру, помогающую адресату отметить и запомнить наиболее важные моменты. Я умею писать резюме и рецензии как на работы профессионального характера, так и на художественные произведения. |